Аскетическая доктрина Православия и свобода подвига

Победа человеческого над евангельским

земной-поклонСтараясь быть христианином, мне сложно сказать в некоторых случаях, какой элемент церковного предания можно смело откинуть как фарисейский баласт заповедей человеческих, в каком стоит выделить христианское, отбросив ритуальную шелуху, а какой стоит принять на баланс ортопраксии. Для себя я это выясняю с помощью Писания и духовного опыта через осмысление в своих статьях. Так были сняты вопросы с подготовкой к причастию, частотой исповеди, календарными постами. А по поводу Великого поста мне постоянно «трут мозги», что это древний апостольский пост, и что хотя бы его я должен придерживаться. Потому, ниже, вынужденно коснусь еще раз этого вопроса под углом свободы личной аскезы.

На сегодня, я стою одной ногой в Православии (в области понимания Священного Писания, в области элементов вероучения), а другой – за его пределами, в христианстве, как его можно понимать на основании Нового Завета. Этим я позволяю себе смотреть со стороны на законотворчество и создание религиозности и организационной системы, что заменило в православии жизнь по Радостной вести в поместных общинах. Но, к сожалению, я не живу пока общинной жизнью. «Я ушел от Закона, но так и не дошел до Любви». Не дошел, поскольку Православие не располагает к походу к любви, и не допускает ухода от Закона. Естественно, речь не о Моисеевом Законе, а Предании в церковном уставе. Но и церковного устава достаточно, чтобы отобрать свободу выбора пути к Богу. Ведь устав – это то, что предполагает обязательность, а не рекомендательность выполнения.

Абсолютизация верности только аскетического пути спасения произошла в Церкви достаточно рано. И есть ощущение, что то отступление в первые века привело к искажениям, которые не исправить внутри конфессии. Хотя у Бредбери в рассказе «И грянул гром» в теории можно было попытаться вернуть бабочку с куском грязи на место. Эту идею реализовали в фильме (по одному рассказу фильм не сделаешь).

Но это фантастика и кинематограф. С церковным Преданием такого не провернешь, особенно в конфессии, где верность системе ценится выше, чем верность Христу, и где консерватизм ценится выше здравого смысла. Нельзя вернуться в первый или во второй век, и показать им Типикон и современную практику постов и воздержаний (чтобы у апостола Павла волосы встали дыбом, и он разодрал на себе одежды). Нельзя прижечь каленым железом желание плодить заповеди человеческие, когда Дух начал редко посещать обращенных. Сложно было закрыть форточку «ветхозаветного сквозняка» для проникновения фарисейской аскетики на основании предания иудейских старцев даже в то время. Но при апостолах же этого не было. Писание молчит о постах, а Павел даже иронизирует, что эти все воздержания «имеют только вид мудрости, но грош им цена.» (Кол. 2:20-23) Значит, исходная матрица была чиста от этой шелухи благодаря тому, что писатели Нового Завета – сосуды, избранные самим Богом, а не поставленные людьми. И хорошо, что в канон не попали произведения учеников, когда начало входить много человеческого в организацию церковной деятельности.

Однако, не любая человеческая мудрость и не в каждой ситуации является ущербной, или даже вредной. Как правило, заповеди Бога должны выполняться всегда, а заповеди человеческие построены часто на том, как Бог устроил человека и окружающий мир. Они носят характер обобщений по человеческой психологии и физиологии, которые должны помочь выполнить заповеди Бога (в лучшем варианте заповедей человеческих). Те же заповеди, которые носят характер украшательств для людей, демонстрацию лояльности в том, чего Бог от нас не ждет, должны быть отсечены как противные апостольскому христианскому учению. Ключевым критерием отвержения элементов Предания является принцип людей спастись своими усилиями, только декларируя надежду на Бога, но, по сути, пытаясь исправить себя самостоятельно, восходя по аскетической лестнице борьбы со страстями. Да, каждый подвижник надеется, что в какой-то момент к его усилиям присоединится помощь Божия. Но начинает он подвижничество на основании чисто человеческого учения.

В основе лежит человеческое наблюдение, что чем труднее нечто досталось человеку, тем он больше это ценит. Лично я в этом не сомневаюсь. Возможно, это ключевой принцип психологии человека, заложенный в нас Творцом, а мы его просто выявили путем обобщения жизненного опыта. Отсюда и аскетический принцип «Отдай кровь – получи дух». Все вроде правильно и апробировано многими поколениями монахов. Но не все получали духа взамен телесных подвигов из-за проникновения тщеславия в подвижничество (некоторые даже получили духа злобы). Ну и сами подвиги стали недоступны по мере развития цивилизации. Это отмечали все аскеты, включая свт.Игнатия Брянчанинова, что подвиги предыдущих веков не по силам современным подвижникам. Оскуде преподобный. И никому в голову не приходит, что «Иго Мое благо, и бремя Мое лёгкое». Не пришел Спаситель, чтобы усложнить, а чтобы помочь и сделать доступным всем путь спасения.

Беда и в том, что аскеты, видя, как падает святость в православии, придумали другой путь спасения, без рождения свыше и рождения от Духа. Это путь безропотного терпения скорбей. В принципе, и это неплохо, при нынешнем расцвете обывательской гордости и тщеславия. Но это противоречит сказанному Христом Никодиму. Терпение скорбей не равноценно рождению свыше. А кто не родится свыше, не войдет в Царство Небес. Попытка придумать «обход» в Царство для «нормальных героев» — это невозможность отказаться от веры, что аскетический путь борьбы со страстями – единственный путь ко спасению. А он не единственный. И не самый лучший. И даже не евангельский. Он – человеческий. И потому Православие вцепилось в него мертвой хваткой, поскольку человеческого в православной системе уже больше, чем Божьего.

Сам принцип «Отдай кровь – получи дух» — очень человеческий, и даже магический. Я вот Господи, Иисусе, тут напрягался, боролся со страстями, а ты мне за это пошли духа. В магии работает принцип справедливости: «Я тебе, а ты мне». Да и принцип очищения, чтобы принять Духа – чисто человеческий и ветхозаветный. Святость не боится и не брезгует вымазаться об нашу духовную грязь. Нас не посещает Дух, поскольку не видит искреннего и глубокого раскаяния и готовности изменить свою жизнь. Аскетическая же доктрина учит, что пока человек не очистится достаточно, Бог нас не посетит. Это чистый «Ветхий Завет». Даже заменитель жертв придуман – сотни и тысячи земных поклонов с молитвами по четкам.

И невдомёк, что Господь принес новый принцип для христиан, принцип любви, который не предполагает компенсаций и возмещений, а также достаточного очищения. Принцип любви исключает возможность тщеславия и гордости по собственным усилиям (я уже достаточно очистился, Дух, где же Ты?). Он предполагает: «Возьми духа по вере в Сына, и не хвались своими усилиями». Даже вера – это не заслуга человека. Поворот к вере в сердце осуществляется благодатью. Крещение Духом – тоже дар Бога. И опять человеку остается только славить и благодарить Бога. Нет ничего, что человек бы мог сам себе представить, как свою заслугу. И даже в покаянии, главное, — это действие благодати в глубинном отвращении греха, а не трудническая постоянная исповедь за совершенные проступки и помыслы. От человека тоже нужны усилия, но они призваны показать Богу решительность наших намерений и нашу веру. Ключевые изменения в природе человека производятся Богом.

Далее, мы работаем в синергии с силой Божией в нас, противостоим соблазнам и греху. И все это подается по молитве с верой для нашего исправления, а не мы исправляемся, и потом по справедливости за наши усилия ожидаем даров Духа. Т.е., заповеди человеческие (аскетическая доктрина), как всегда во взаимоотношениях человека с Творцом, нивелировали и подмяли под себя заповеди Бога (евангельскую доктрину). Когда путь, данный Сыном, оказался не по силам из-за отступления от апостольского и евангельского учения, его заменили на человеческий, более тяжелый и доступный единицам в принципе. Потому сегодня по нему идти просто некому, кроме единиц на всей планете.

Принуждение к монашеству

А на общецерковном уровне этот путь навязан всем без исключения, хотя изначально родился в монашеской среде и предназначался только для монахов. И в этом нарушен изначальный принцип самого монашества – свободы выбора. В монахи шли по призванию, по ощущению. Многие шли по прелести бесовской, позже стали туда идти ради карьеры в церковной системе. Но в золотой век монашества выбор был по зову сердца и прелести. И тогда, пойдя в послушники к наставнику, ты априори соглашался с требованиями устава и наставлениями учителя. И если эти правила были не по душе, или монашество не пошло на сердце, можно было перейти в другой монастырь или вернуться к жизни в общине мирян.

Что получилось в итоге? Монашеский путь был признан единственно верным, и ... навязан всем верующим без исключения. Наиболее известные уставы монашеского общежития стали господствующими в целых поместных церквях, и были спроецированы на религиозность мирян, которые при этом еще и работали, и имели соблазнов на порядок больше, чем при жизни в монастыре. В результате, то, что изначально выбиралось свободной волей, как увеличение ига, по сравнению с «игом Христовым», оказалось навязанным всем, часто, даже детям. И те, кто изначально был не готов к этому, а таковых подавляющее большинство, стали выполнять только внешнее, часто без внутреннего наполнения. Из навязанного образа религиозности растут уши уникального выражения «монастырь в миру», ну или «церковный устав». А ведь с учетом проекции монашеских уставов на мирян, это и так получился тотальный монастырь в миру, ведь уставы то изначально монашеские. Только и того, что можно жениться и рожать детей.

Справедливости ради, следует отметить, что под устав подходят и Правила православной церкви, которые не относятся к монашествующим, или относятся только отчасти. Но большинство из этих правил полностью утратили актуальность, поскольку отсутствуют условия, под которые они были выработаны. Но то, что практикует русское и украинское православие сегодня в области церковного устава, имеет на 90% монашеское происхождение.

fghВ результате, образ сегодняшней религиозности православия – это мирское монашество, которое никто не выбирал, и которое всем навязано. Потому и происходит вырождение преподобного, поскольку калька 7-9 вв. накладывается на 19-21 вв. А она не подходит даже современному монашеству, не говоря уже о работающих полную трудовую неделю мужчинам и женщинам. А евангельский и апостольский путь оказался заброшен и подвергнут остракизму, поскольку практикуется «протестантами» и «сектантами», короче, еретиками. Хотя именно этот путь – для всех желающих и верящих в Сына. Это путь лёгкого ига Христового, когда ты веришь и становишься причастником благодати, побеждая грех в себе силой Бога, а не изнурительными аскетическими подвигами.

Некоторые из них так вросли в моё сознание, и даже быт моего окружения (в целом 17 лет в православии плюс духовная семинария – не шутка), что надо с ними разобраться. Как правильно к ним относиться. Может что-то даже можно оставить в активе. По крайней мере, не осуждать тех, кто этот усеченный аскетизм практикует, боясь выскочить из норки правил и принадлежности к «спасительному православию», что и есть системопоклонничество.

Великий пост

Приближается Великий Пост. Очередной принудительный подвиг по церковному графику (даже звучит как-то криво). Пост достаточно древний, который возник в 4 столетии, но не в первом и не во втором. Хотя некоторые отцы 6 века пытались придать посту апостольское происхождение, современная церковно-историческая наука опровергает это вполне аргументированно. Я не часто пользуюсь выдержками из Википедии, но в этот раз решил привести три абзаца для сторонников идеи апостольского происхождения 40-дневки.

Есть многочисленные свидетельства о существовании различных практик поста в первых веках, равно как и о постепенном процессе развития Великого поста. В первую очередь, следует отметить письмо Иринея Лионского Папе Виктору в связи с пасхальными спорами, которое цитирует в своей работе историк Евсевий (Hist. Eccl., V, xxiv). Ириней отмечает, что существуют разногласия не только в отношении даты празднования Пасхи, но и в отношении предваряющего её поста. «Ибо, — пишет он, — некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Он также настаивает, что эти различия существуют с давних времён, тем самым подразумевая отсутствие Апостольского предания на этот счёт. Руфин, переводя Евсевия с греческого на латинский, передал текст таким образом, что получалось, что некоторые, согласно Иринею, постились 40 дней. По этой причине существовали разногласия относительно того, как же правильно читать этот текст, однако современная наука однозначно высказывается в пользу правильности перевода, приведённого выше. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что Ириней примерно в 190 году ещё ничего не знал о посте в 40 дней.

Такой же вывод можно сделать и из высказываний Тертуллиана. Несмотря на то, что у него есть целый трактат «De Jejunio», и он также часто касался этой темы в других местах , в его трудах нет никакого указания на какой-либо период в 40 дней, посвящённых продолжительному посту. И подобное умалчивание мы видим у всех доникейских отцов, хотя многие из них имели достаточно поводов сослаться на такое апостольское установление, если бы оно существовало.

Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно, и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий, когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» (Мф. 9:15).

Итого, ни о какой апостольской практике 40-дневного Великого Поста не может быть и речи. И при мужах апостольских, тоже никто так не постился. Интересна практика 40 часового поста в воспоминание периода, когда Жених был не с земной церковью. Это именно тот период, в который пост четко соответствует словам Спасителя, однако, с оговоркой. Это было в истории только один раз – в год распятия самого Иисуса. В остальные годы Жених не отнимался, и в посте не было необходимости. Постились в воспоминание (которое не завещалось), и то, когда Пасха стала трансформироваться в годовой праздник, а до этого праздновали Воскресенье еженедельно. Потому и 40 часовый пост не мог предварять еженедельно воскресное причастие, так как цеплял бы субботу, а в субботу в первые века не постились в принципе. Даже в более поздней практике на Востоке, чтобы исключить субботы и воскресенья пост устанавливали 8 недель (56-2*8=40). Соответственно, 40 часовой пост – это тоже самодеятельность, не относящаяся к апостольскому преданию или временам мужей апостольских. По всем признакам самым древним является пятничный пост в воспоминание смерти Спасителя. Среду добавили позже, ради сохранения иудейской традиции о двух постных днях в неделю (еще одно проявление «ветхозаветного сквозняка»). Но даже пятничный пост вообще не упоминается ни у Павла, ни у других писателей новозаветных посланий.

Лично для себя я решил, что не придерживаюсь календарных постов. Здесь еще раз подчеркну, уже исходя из выше написанного, любой пост по календарю есть принуждение к аскетической практике, обусловленной монашескими уставами либо церковным преданием не апостольского происхождения. В том числе и Великий пост. Это элемент Предания, противоречащий духу свободы Нового Завета. Однако, если есть желание себя испытать, то можно в это время, как и в любое другое время в году, испытать себя постом, отдавая себе отчет, какие могут проявиться испытания. По примеру Спасителя.

Насколько становится понятным из истории, в конце второго века, перед Пасхой постились максимум неделю, а многие и того меньше. Вот такая практика и есть вполне оправданной для тех, «кто наблюдает дни» и «для Господа не ест». А 40 дней плюс Страстная настоящего поста на воде, а не воздержания от мясо-молочной пищи, это для монахов. И даже не для всех монахов. Так что пусть не смущается сердце ваше. Не накладывал на нас Господь такого бремени. Это изыски церковной системы и фарисейского «ветхозаветного сквозняка». Просто христианство первых веков не закрыло форточку заповедей человеческих, не особо стараясь открыть дверь сердца для Христа.

Я не осуждаю тех, кто постится по «церковному уставу». Может кому-то это и на пользу. Я сегодня хотел акцентироваться на другом. Навязанная уставом аскеза – насилие, не учитывающее существенные различия людей в готовности нести подвиги, в широте сердца и силе веры, в особенностях умственной и душевной конституции. Всем навязывается одно и то же, всем прописывают «монастырь в миру». Творец не отбирает свободу у твари, а церковная система отбирает ничтоже сумняшеся, а несогласных записывает в еретики и сектанты. Потому мой сегодняшний главный посыл в следующем:

Не могут быть обязательными для всех членов церкви элементы монашеских правил, которые прямо критикуются писателями Нового Завета. (Кол. 2:20-23, 1 Кор. 8:8, 1 Тим. 4:2-3)
Нельзя навязывать аскетический путь всем членам церкви, поскольку это несанкционированное Спасителем увеличение его «благого ига и лёгкого бремени».
Аскетический путь совершенствования предназначен для монахов, и выбирается свободным и осознанным произволением.
Любые календарные аскетические предписания, обязательные для всех здоровых членов церкви, – это нарушение их свободы выбора пути спасения между евангельским и аскетическим, между Божьим и человеческим.

Календарные (посты), силовые (поклоны) или количественные (масса молитв) предписания аскетического содержания допустимы для тех, кто выбрал такой путь, но у них должен быть рекомендательный, а не обязательный и всеобщий характер. А перед причастием никто не должен спрашивать: «Вы постились?», «Вы исповедовались?», «Вы вычитали?». Просто потому, что это дело личного выбора и принятия. Но... горбатого видно только могила исправит. И это подтверждает недавно утвержденные новые правила для подготовки к причастию, одобренные на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, прошедшем 2-3 февраля 2015 года в Храме Христа Спасителя в Москве:

«Об участии верных в Евхаристии»

ffgdgfhЯ не буду комментировать всё. Прот. Андрей Дудченко дал нормальный коммент на сей документ на «Киевской Руси». Для меня более важным оказался вывод о том, что система не способна реформироваться изнутри и не может отказаться от человеческого. Так и не дошло до церковного начальства, утверждавшего сей документ, что сама Литургия это и есть молитвенная подготовка к Евхаристии, и что в Последовании к причастию нет никакой нужды. Без поста, оказывается, ну никак нельзя обойтись. Причем, даже дети после 7 лет должны причащаться натощак. Исповедь, по-прежнему обязательна. Некоторое послабление только на Светлой и регулярно причащающимся. Но не реже раза в неделю. Духовнику на откуп дано немало, хотя многие священники не тянут на роль пастырей и духовников в полном смысле слова. И даже так как определяет документ, это не духовники, а просто приходские священники, у которых подопечные могут часто оказываться опытнее их самих. И, понимая это, многие миряне исповедуются у разных священников, по сути, не имея духовника, или считая своим «духовником» священное Писание (по рекомендации свт. Игнатия Брянчанинова).

Оставлена практика причастия детей в бессознательном возрасте. А причастие – это помощь христианам в борьбе с грехом в себе. Как борются дети в два года, когда они еще ничего не понимают – не понятно. Как младенец «рассуждает о теле»?! Типа, причастим, авось не помешает.

В общем, кривая система не могла породить духовно правильный документ. А инициатива низов крутым архиереям из Москвы не видна. Потому и учим аскетике с младенческого возраста, чтобы начинал бороться со страстями с 40 дней, рассказывал с 7 лет, что не слушал папу и маму, и приучаем с детства к тому, что если с епитрахилькой прочитали разрешительную молитву, то уже достоин. Аскетика без смысла с детства приучает к тому, что и во взрослом возрасте все аскетические требования готовы приниматься как нечто универсально-правильное и спасительное, поскольку православие истинно, и ошибаться не может.

А у меня есть ощущение, и не только у меня, что ошиблось оно еще тогда, когда не было православием, а было Восточным обрядом Христианства. И главное в этом отступлении – надежда на себя и человеческие усилия через редукцию монашеского пути спасения в мирской и одевание на всех неудобоносимого бремени, которое воспитывает фарисейство и закрывает евангельский путь в Царство Небес.

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Стрічка новин

Усі новини

Публікації

  • 1
  • 2
  • 3
Єпископ УАПЦ Віктор (Бедь): «Про Слово Боже, Церкву Христову, правду і неправду...»

Єпископ УАПЦ Віктор (Бедь): «Про Слово Боже, Церкву Христову, правду і неправду...»

31 березня 2017|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:419

Відповідь Преосвященнійшого Віктора (Бедь), єпископа Мукачівського і Карпатського, керуючого Карпатською і Тер...

Особливості професії: Священик

Особливості професії: Священик

22 березня 2017|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:95

Хто ці люди та які завдання виконують. Які знання та риси для них згодяться Служіння, звершення таїнств, а це...

«У єпархіях УПЦ цікавляться Відкритим Православ’ям та прагнуть оновлення молитовного життя» — прот. Андрій Дудченко про промо-тур Молитовника

«У єпархіях УПЦ цікавляться Відкритим Православ’ям та прагнуть оновлення молитовного життя» — прот. Андрій Дудченко про промо-тур Молитовника

16 лютого 2017|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:165

Вже майже рік працює Відкритий Православний Університет — просвітницький некласичний навчальний заклад, ...

Єпископ УАПЦ Віктор (Бедь): "Глава УПЦ КП Філарет (Денисенко) офіційно підтвердив небажання вести переговори про об’єднання Українських Церков і вимагає тільки приєднання всіх інших під його руку…"

Єпископ УАПЦ Віктор (Бедь): "Глава УПЦ КП Філарет (Денисенко) офіційно підтвердив небажання вести переговори про об’єднання Українських Церков і вимагає тільки приєднання всіх інших під його руку…"

9 січня 2017|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:4173

Під час передріздвяного інтерв'ю від 6 січня 2017 року для 5-го телеканалу, глава Української Православної Цер...

Московський Патріарх Кирило Гундяєв благословляє убивство українців та представників інших народів поза Російською Федерацією… А частина українців і надалі возносять йому хвалу…

Московський Патріарх Кирило Гундяєв благословляє убивство українців та представників інших народів поза Російською Федерацією… А частина українців і надалі возносять йому хвалу…

18 грудня 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:1877

Московський Патріарх Кирило Гундяєв, глава Російської Православної Церкви та її структурного підрозділу УПЦ Мо...

Сценарії Митрополита Олександра (Драбинко) по набуттю автокефалії Українською Православною Церквою

Сценарії Митрополита Олександра (Драбинко) по набуттю автокефалії Українською Православною Церквою

8 грудня 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:630

Якщо Москва і Константинополь і надалі зволікатимуть з вирішенням “українського питання”, зростає ...

УАПЦ або УПЦ КП: чи змінять приналежність 20 громад на Хмельниччині

УАПЦ або УПЦ КП: чи змінять приналежність 20 громад на Хмельниччині

5 грудня 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:478

«Дезінформацією, яка не відповідає дійсності» називає прес-служба Карпатської єпархії УАПЦ повідом...

Прихильникам автокефалії УПЦ потрібно об’єднуватися та спільно захищати своє бачення майбутнього Церкви

Прихильникам автокефалії УПЦ потрібно об’єднуватися та спільно захищати своє бачення майбутнього Церкви

5 грудня 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:297

Прихильникам автокефалії УПЦ потрібно не чекати, а вже зараз спільно працювати над відновленням церковної єдно...

Митрополит Олександр (Драбинко): З догматичного погляду хибно заперечувати можливість автокефалії Української Церкви

Митрополит Олександр (Драбинко): З догматичного погляду хибно заперечувати можливість автокефалії Української Церкви

5 грудня 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:278

Митрополит Переяслав-Хмельницький і Вишневський Олександр (Драбинко), ієрарх УПЦ, відповідаючи на прохання чит...

Патріарх УПЦ КП Філарет (Денисенко) та Архієпископ УГКЦ Святослав (Шевчук) підтримали форум ініційований колишніми екс-комуністами і екс-регіоналами

Патріарх УПЦ КП Філарет (Денисенко) та Архієпископ УГКЦ Святослав (Шевчук) підтримали форум ініційований колишніми екс-комуністами і екс-регіоналами

3 грудня 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:789

1 грудня в столичному концерт-центрі «Український дім» в Києві помпезно і безбідно пройшов чергови...

В Україні повинна утвердитись єдина Автокефальна Українська Православної Церква і альтернативи цьому не має. Але без правди досягнути цього дуже і дуже важко…

В Україні повинна утвердитись єдина Автокефальна Українська Православної Церква і альтернативи цьому не має. Але без правди досягнути цього дуже і дуже важко…

17 листопада 2016|Редактор БДУ - avatar Редактор БДУ|Hits:1683

З цікавістю переглянув відео сюжет телепередачі «Територія свободи» на тему: «Ідейний вибір:...