Протоиерей Андрей Дудченко: УПЦ нельзя ни демонизировать, ни закрывать глаза на внутрицерковные проблемы

1387011283 0В интервью «фрАзе» протоиерей Украинской православной церкви Московского патриарха Андрей Дудченко рассказывает о смысле Великого поста, соцопросах внутри Церкви, а также о религиозном понимании украинских событий 2014-2015 годов.

Разговоры о посте в народе в основном связаны с тем, что можно и нельзя употреблять в пищу. А в чем все-таки главная суть поста?

Да, пища — это одна из основных составляющих поста. Без этого пост трудно назвать постом, кроме, конечно, каких-то отдельных случаев. Например, по болезни. Тем не менее, эта важная составляющая поста не является единственной и исчерпывающей. Пост — это время, когда мы должны стать более свободными. Свободными от условий, в которых мы живем в этом мире. Этот мир для христианина имеет три измерения.

Во-первых, он создан Богом, в том числе и пища. Все, что Бог творит, является благом. Второе измерение: этот мир падший, в него вошел грех через грех человека. Это произошло из-за отпадения от Бога, через отрыв творения от Творца. Как пишет апостол Павел, все творение стонет и мучается, ожидая откровения сынов Божьих. То есть через грех человека творение стало падшим. Человек принес зло в этот мир — следовательно, все, что существует в этом мире, несет на себе греховную печать. В том числе и пища. Третье измерение — это Спаситель, Христос. Он пришел разрушить преграду между Богом и человеком, соединяя в себе и Бога, и человека. Теперь, через веру во Христа, мы открываем творение в новом качестве — как искупленное, обновленное.

Когда мы постимся, мы, прежде всего, отчетливо осознаем свою зависимость от пищи. Правда, можно делать такой постный стол, что он будет во много раз дороже и изысканнее, чем непостный. Вопрос, насколько это является постом по духу. В некотором смысле пост должен ассоциироваться с постом, который нес Христос перед выходом на проповедь: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (почувствовал сильный голод, — ред.)». Церковь, конечно, не призывает к такому голоду — но хотя бы какой-то небольшой голод, постясь, нужно испытать. Пост — это также ограничение в развлечениях. Некоторые не смотрят телевизор, другие не ходят на какие-то увеселительные мероприятия и т. д.

Как можно описать позитивную программу поста? С одной стороны, я ограничиваю себя в еде и развлечениях, но с другой...

Все эти ограничения — не самоцель. Если в чем-то человек себя ограничивает, в чем-то другом у него открывается возможность. Самый простой пример — экономия на непостных продуктах. Иоанн Златоуст в свое время говорил, что в период поста разницу между тем, сколько ты тратишь на еду в пост и не в пост — а в пост должно выходить меньше, — отдай нуждающимся. Вот это будет пост. Если же мы не посещаем какие-то увеселительные мероприятия, получается, что у нас появляется больше времени. Это время можно, опять-таки, использовать на что-то доброе. И в плане духовном, и в плане отношения к людям. Например, больше уделять внимание своим родным, детям. Также во время поста больше уделяется внимания молитве и чтению Слова Божьего.

Говорят, что современный человек становится все слабее и слабее перед своими желаниями. Как же ему поститься?

Я думаю, вопрос не в том, что человек стал слабее, — разных человеческих пороков было много и в древности. Вопрос в том, насколько серьезно мы относимся к своей вере. Нужно просто принимать пост всерьез, понимая, что это подготовка к Пасхе, празднику победы Христа над смертью, осознавать, что это время дает нам возможность духовного обновления. То, что Великий пост совпадает с весенним периодом, периодом природного обновления, является своеобразным знаком. Освежить свою веру, вспомнить, к чему мы действительно призваны, раскрыть это в своей жизни...

Как вы можете прокомментировать ситуацию с опросами в Запорожской епархии УПЦ? (исследование среди местного духовенства свидетельствует о поддержке статуса Церкви в рамках Московского патриархата, а опрос среди прихожан одного из запорожских приходов говорит об обратном)

Опрос прихожан протоиерея Игоря Саввы (настоятеля храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при 9-й городской больнице Запорожья, — ред.), разумеется, не может быть репрезентативным. Там всего 38 человек. И судить по их настроениям о всей Запорожской области нельзя. Но, с другой стороны, судить о настроениях в Церкви по тому опросу духовенства, который проводил владыка Лука, тоже трудно. Ни первый опрос, ни второй не являются качественными репрезентативными социологическими исследованиями. Многое зависит от формулировки вопроса, от выборки и т. д. Конечно, было бы интересно и важно, если бы в Церкви проводили полноценные соцопросы, и мы бы не только догадывались о картине настроений, а имели бы возможность видеть конкретные показатели. Как минимум, это было бы полезно в качестве иллюстраций. УПЦ нельзя ни демонизировать, как это часто бывает в наших СМИ, мол, Московский патриархат — это все поголовно враги Украины и т. д., ни закрывать глаза на те проблемы, которые сегодня есть внутри Церкви. От того, что проблемы замалчиваются, они не исчезают.

Как у вас сейчас складываются отношения с другими священниками УПЦ, которые расходятся с вами в оценке происходящего в стране?

Священники, на самом деле, не так много между собой общаются. Это вам может показаться удивительным, но это так. Если священники служат на разных приходах, и если они не друзья, особых поводов для их встреч в году немного. На нашем приходе шесть священников, два дьякона — мы все единомышленники, никаких конфликтов у нас не возникало, не возникает и, уверен, не будет возникать.

Часто с подобным вопросом обращаются прихожане, которые не могут в последнее время найти общего языка с родственниками из России или из других стран бывшего Союза. В отдельных случаях общение становится практических невозможным. Мы советуем не затрагивать эти темы, а говорить на какие-то другие житейские темы, говорить о том, что объединяет, а не разделяет. Если это невозможно, тогда лучше прекратить на некоторое время общение, чем впадать в гневные споры.

Начало Великого поста в этом году практически совпало с годовщиной трагических событий на Майдане. Что можно сказать о них, а также о последовавшем за ними конфликтом на Востоке, с религиозной точки зрения?

Бог не желает зла, войны, чтобы человек страдал. Но люди сами устраивают себе ад на земле, войны, а потом иногда даже обвиняют в этом Бога.

Это плод человеческих страстей. Если говорить о Майдане, как человек, который бывал там неоднократно и в основном положительно воспринимавший данное явление, поддерживая исключительно мирные формы протеста, я наблюдал, что когда началось насилие со стороны протестующих, далеко не все участники Майдана это поддерживали. Страшно, когда тот, кто выступает против беззакония, сам начинает его творить...