Ещє одна жертва церковной "систємы"

916Сегодня из Киевской духовной семинарии (УПЦ) был отчислен студент 4-го класса Сергей Задорожный. Как говорят, последней каплей в ряду его провинностей стала его проповедь перед другими студентами духовных школ (они должны по очереди упражняться в проповедническом искусстве перед своими собратьями в семинарском храме). Тема проповеди - стукачество. Вот ее текст:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие отцы и братья, мне хотелось бы затронуть проблему духовных школ, на которую не раз обращал внимание в своих докладах митрополит Иларион Алфеев – это доносчество. Почему именно доносчество, да потому что ни что так не оподляет дух учебного заведения как власть студента над студентом (товарища над товарищем).
Все мы прекрасно знаем, как воспитанника приучают к подлости. Из среды учащихся выбираются любимчики. Им дают как бы понять, что они пользуются особым доверием начальства. Им помогают в учебе и даже в личной жизни. Со временем, в ходе очередной беседы, им ловко задают 2-3 вопроса, ответив на которые ученик рассказывал целую историю, которая произошла в классе, или говорил о том, что сделал тот или иной студент.
А когда такого студента задевала совесть, он как бы оправдывал себя тем, что сделал он это не специально, причем это в лучшем случае. Ведь бывают и такие студенты, которые считают это за послушание и возносят эту подлость чуть ли не к добродетельному поступку. Таковые совсем не понимают того, что послушание, которое идет вразрез со своей совестью и Евангелием, не то что не приносит пользы, но и губительно для человека.
Митрополит Антоний Сурожский как-то говорил, что даже если Сам Бог станет перед тобой и потребует исполнить то, чему твое сердце не может сказать аминь! - не делай этого, ибо Богу нужен не поступок, Ему нужна гармония между Им и тобой.
Монахиня Амвросия (Обручева), пережившая годы страшной революции 17 года, в своих записках говорит о неких монахинях, которые безрассудно повинуясь своим наставникам еще до революции, также безрассудно повиновались и после, только уже другим наставникам – коммунистам. Они рассказывали все, что делают священники, доносили на монахинь монастыря, в результате чего лучших сестер вывозили.
Конечно, можно сказать, что они были под давлением, но очень важно понимать и другое: если бы подлости не за что было в них зацепиться, то и доноса никакого бы не было.
В нас такая подлость чаще всего цепляется за нашу зависть и бездарность. Зависть, потому что она не терпит никакого и ни в чем превозношения другого студента, и поэтому всеми силами пытается унизить такого студента хотя бы в глазах начальствующих. А бездарность – это закапывание своего таланта, это отвержение призвания Божия и таким образом потеря связи с Богом и, как следствие, компенсация этой пустоты сысканием похвалы начальника.
Конечно, все это не значит, что мы должны всячески избегать любого сближения с начальствующими и преподавателями. Нет, в истории духовных школ нам известен не один пример полезности от таких взаимоотношений. Чего только стоит пример Иоанна Мейендорфа, который после занятий приглашал студентов к себе в кабинет, где обсуждались богословские вопросы, иногда даже за кружкой пива. Всем нам также хорошо известен пример Блаженнейшего митрополита Владимира, который, будучи ректором МДА, так любил студентов, что они называли его «роднейшим отцом».
Все это произнес я с надежной на то, что каждый из нас обратит внимание на свои таланты, которыми Бог наградил каждого, чтобы мы доверились Его призванию, и тем самым уничтожили повод для подлого превозношения над другими.
Пусть же во всем этом нам поможет Господь наш Иисус Христос. Ему слава во веки веков. Аминь.