Я не я и церковь не моя. Синод УПЦ: "Не надо называть нас «Московской Церковью»"

a2f2cfd0ca5223927 мая на территории Свято-Покровского мужского монастыря Харькова в историческом здании, где состоялся Харьковский Архиерейский Собор 1992 года, сместивший со своего поста Предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Филарета (Денисенко), прошло праздничное заседание Священного Синода этой конфессии, сообщает "Религия в Украине".

По случаю 25-й годовщины Харьковского Собора Синод УПЦ обнародовал обращение к верующим. В документе отмечается, что Харьковский Собор был "мощным проявлением соборности нашей Церкви" и "стал ответом" на "попытки тогдашнего предстоятеля митрополита Филарета (Денисенко) единолично определять дальнейший путь церковного развития и безапелляционно навязывать свою волю другим".

Вопреки общеизвестным социологическим данным за 2015-17 годы, в документе отмечается, что "сегодня Украинская Православная Церковь является самой многочисленной конфессией Украины".

Также в обращении упоминается недавний "ряд антицерковных законопроектов" (в действительности, было только два законопроекта — № 4511 и 4128) со стороны депутатов, которые "пытаются вмешиваться в дела Церкви". Синод УПЦ "снова и снова подчеркивает, что необходимым является соблюдение конституционного принципа отделения Церкви от государства... Следует, наконец, положить конец попыткам создать в Украине государственную Церковь. Все церкви и религиозные сообщества должны быть равны перед государством и свободно совершать свое служение".

Впервые за всю историю УПЦ в ее синодальном документе содержатся слова отмежевания от Москвы. "Мы еще раз подчеркиваем, что руководящий центр Украинской Православной Церкви, которая, согласно своему Уставу, является самостоятельной и независимой в своем управлении и устройстве, находится в Киеве. Именно в Киеве принимаются все решения, связанные с деятельностью Украинской Православной Церкви. Не надо называть нас «Московской Церковью» лишь потому, что мы бережем тысячелетнюю духовную традицию, которая берет начало от Крещения Киевской Руси в благословенных водах Днепра и объединяет миллионы верующих, живущих сегодня и в Москве, и в Минске, и в Кишиневе, и в многих других городах и государствах по всему миру", — говорится в обращении.

Примечательно, что данный пассаж входит в некоторое противоречие с обращением Патриарха Кирилла к мировым лидерам по поводу упомянутых законопроектов. В этом обращении глава РПЦ писал, что законопроект № 4511 "предлагает навязать всем общинам, канонические центры которых находятся в России (то есть, в первую очередь, общинам Украинской Православной Церкви), некий «особый статус», связанный с существенным поражением в правах". То есть глава РПЦ не отрицал того, что сейчас отрицает Синод УПЦ. Действительно, согласно уставу РПЦ, УПЦ является составной частью РПЦ и подчиняется ее синодальным и общесоборным решениям, а Патриарх Московский является также Патриархом для верующих УПЦ.

Касаясь темы церковного разделения в Украине, Синод УПЦ возлагает главную ответственность за его продолжение на УПЦ Киевского Патриахата. "Преодолеть церковный раскол можно только путем откровенного и искреннего диалога. Однако, сегодня, в ситуации неприкрытой агрессии со стороны «Киевского патриархата», диалог стал невозможным. Первым шагом к нему должно стать отказ от силовых действий и агрессивной риторики. Все незаконно захваченное церковное имущество должно быть возвращено его законным владельцам. Только после конкретных действий, которыми подтверждаются миролюбивые намерения и декларации, может идти речь о начале настоящего диалога", — говорится в обращении.

При этом важно отметить, что еще до нынешних осложнений между УПЦ (МП) и УПЦ КП, в течении двух десятилетий с момента церковного раскола, УПЦ (МП) не проявляла никакого интереса к диалогу с УПЦ КП, а единственная зафиксированная попытка создания рабочей группы по подготовке такого диалога вскоре закончилась самоотводом со стороны представителей УПЦ (МП).