Православная святыня – или музейный экспонат: где и как хранится оригинал древнейшей Владимирской иконы Богоматери?

guy77765«Третьяковка» известна всему миру как хранительница крупнейшей коллекции русского изобразительного искусства. Но не все знают, что в одном из зданий галереи находится уникальная музейная церковь, а в ней - великая православная святыня.

Храм Святителя Николая в Толмачах имеет статус домовой церкви при Третьяковской галерее. Он примыкает к главному зданию галереи в Лаврушинском переулке и Инженерному корпусу. Вход в церковь — только с тыльной стороны Инженерного корпуса. Почему именно так нужно заходить в эту уникальную церковь, и чем интересен киот, в котором находится святыня – читайте в материале.

Значительная часть убранства Храма Святителя Николая, который датируется серединой XVII ст. – экспонаты из собрания Третьяковки. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе «Святитель Николай», «Сошествие Святого Духа на апостолов», а также заалтарные кресты и литургическая утварь.

Здесь же в специально оборудованном киоте хранится величайшая православная святыня и всемирно известное произведение искусства, гордость собрания Третьяковки – икона Владимирской Богоматери (XII век). Также на праздник Святой Троицы сюда доставляют «Троицу» Андрея Рублева.

Первый домовой храм-музей
Богослужения в храме были возобновлены в 1993 году, после более чем 60-летнего перерыва. Это стало возможным благодаря особому соглашению между Патриархией и дирекцией Третьяковской галереи, согласно которому церковь получила довольно неожиданный статус – домового храма Третьяковской галереи – и стала приходской для всех ее сотрудников.

Храм стал первым домовым храмом-музеем, которому выпала честь хранить такие святыни, как Владимирская икона Богоматери (находится постоянно в храме) и Святая Троица преподобного Андрея Рублева (приносится в храм на праздник Святой Троицы).

8 сентября 1996 года, в праздник Владимирской иконы Богоматери, Святейший Патриарх Алексий II освятил главный престол восстановленного храма. Освящение было приурочено к этому великому празднику, потому что Владимирская икона хранилась в галерее. Именно тогда ее впервые принесли в Никольский храм для богослужения, и это оказалось предвестием грядущего торжества.

«Иконе место на стене намоленного храма, а не на холодной, бездушной стене музея!»
В начале 1990-х годов в Московском университете и, вероятно, в других научных учреждениях собирали подписи под прошением не передавать Православной Церкви из музея Владимирскую икону Богоматери и рублевскую «Троицу», поскольку в храмах технически невозможно обеспечить их сохранность. Многие ставили подписи именно по этой причине. Рассказывают, что ныне покойный профессор МГУ, легендарный специалист по древним языкам? А. Ч. Козаржевский, стуча по столу в лекционной аудитории, кричал студентам: «Иконе место на стене намоленного храма, а не на холодной, бездушной стене музея!» К сожалению, к его словам тогда не прислушались, не понимая их значения.

tretyakovka1

Все помнят, как в роковом октябре 1993 года Владимирская икона посетила Елоховский собор, когда перед ней молились об умирении России. Именно после этого вышло разрешение совершать перед Владимирской иконой – тогда еще музейным экспонатом – богослужения. Почитание святыни отчасти возобновилось еще в стенах Третьяковки, когда для нее был отведен отдельный маленький зал, и перед иконой, хранимой в застекленном стенде, всегда стоял огромный букет цветов. Но она продолжала пребывать в музее.

Храму – особый температурный режим, иконе – пуленепробиваемый киот
А в канун 2000-летия христианства этот, казалось, неразрешимый вопрос был решен поистине чудесным образом, полностью погасившим споры. В сентябре 1999 года, на праздник Сретения Владимирской иконы, святыня была поставлена в домовом Никольском храме Государственной Третьяковской галереи. И Владимирская икона заняла подобающее место в храме, в резном деревянном киоте с шатровой сенью.

Разумеется, что дело не ограничилось простым перенесением Владимирской иконы в домовый Никольский храм: необходимо было обеспечить особый музейный режим в храме, которому официально дан статус храма-музея. Оттого войти в церковь можно лишь через двери Третьяковской галереи со стороны Малого Толмачевского переулка (рядом с колокольней) и, прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

tretyakovka2

Оборудованный как музейный зал с передовыми технологиями, с искусственно созданным климатом, температурным режимом и сигнализацией, он в то же время остается самостоятельным храмом, где по праздникам и выходным дням проходят богослужения, возносится молитва и даже теплятся свечи.

Для Владимирской иконы на заводе Минатома РФ изготовили особый пуленепробиваемый киот с поддерживаемой внутри необходимой температурой. И теперь можно не только взирать на нее, но и помолиться перед святым образом.

Подробно об истории храма Святителя Николая в Толмачах – смотрите фильм телекомпании «Глас»