В УПЦ МП обяснили происхождение двухглавого орла в церковной символике
- Деталі
- Дата публікації
- Автор: Редактор БДУ
- Категорія: Аналітика
- Перегляди: 1346
Двуглавый орел в церковной символике появился довольно давно.
Конечно, этот символ возник задолго до христианских времен и встречается ещё в культурах Древнего Востока. Например, одно из первых изображений двуглавого орла относится уже к XIII веку до Рождества Христова, это рельеф из Хеттусы – столицы древнего Хеттского царства.
Хеттский двуглавый орел, XIII в. до Р.Х.
Но мы не намерены углубляться, нас интересует, прежде всего, появление этого изображения в церковной символике — и потому мы обратимся к Византии.
Сейчас двуглавый орел считается гербом Византийской империи. На самом деле, это не совсем так. Герб – это всё же западноевропейский феномен, который возник примерно в эпоху Крестовых Походов. В Византии своего герба как такового не было. Но имела место быть своя оригинальная система символов государственной власти (как, например Константинов крест). Но вот двуглавый орел, в качестве знака власти Императора, относится именно ко времени после 4-го Крестового Похода, когда Константинополь был завоеван католическими армиями, а земли Империи были разделены между завоевателями. И сперва он появляется в роли византийского символа именно в западных гербовниках и только потом принимается самой Византией.
Двуглавый орел дома Палеологов
Последняя византийская династия Палеологов, которой удалось вернуть Константинополь и на короткое время восстановить Империю, уже во всю использовала изображение двуглавых орлов в качестве собственного династического символа. И это продолжалось до падения Византии как государства - до 1453 года, когда Константинополь пал под ударами османских завоевателей, а последний Император Константин XI погиб, защищая свое наследие.
С этого момента двуглавый орел как символ стал существовать одновременно в двух плоскостях – светской и церковной.
С одной стороны, двуглавым орлом, в качестве герба стали пользоваться монархи, так или иначе претендующие на наследие Римской или Византийской Империи. Так, двуглавый орел стал гербом Священной Римской Империи Германской нации (а после ее ликвидации – Австрийской Империи). В разное время двуглавый орел входил и в гербы балканских государств, возникших на бывших византийских территориях: Сербии, Черногории, Югославии, Албании.
Также двуглавый орел продолжал использоваться членами дома Палеологов, которым удалось бежать в Италию. Именно этот, палеологовский, вариант двуглавого орла и пришел в Москву вместе с невестой Великого Князя Иоанна III – Софией Палеологиней, племянницей последнего Византийского василевса Константина XI, и со временем стал российским гербом.
С другой стороны, на покоренных турками территориях, двуглавый орел стал символом власти церковной. Случилось это, как ни парадоксально, по воле завоевателей. Первый, избранный с разрешения султана после падения Византии, патриарх Константинопольский - Геннадий II Схоларий - стал не только предстоятелем Церкви, но и главой христианской общины в Османской империи – этнархом. В связи с этим Константинопольские первоиерархи переняли некоторые элементы прежней императорской символики. Облачение патриарха стало более пышным, оно все более походило на церемониальные императорские одежды: некогда простой белый омофор стал напоминать императорский пояс – лор, митра – корону-стемму последних Палеологов. То же произошло и с императорским двуглавым орлом. Только теперь он означал не царскую, а архиерейскую власть. И в качестве напоминания о таковой стал украшать архиерейские престолы, орлецы, горние места, помещаться на Царских вратах храмов и т.д.
Стоит отметить, что это не было новшеством, и ранее элементы придворного церемониала проникали в церковную обрядность на протяжении всей византийской истории. Император время от времени жаловал представителям Церкви те или иные знаки собственной власти. И двуглавый орел на орлецах некоторых иерархов появляется ещё в XIII веке в качестве особой императорской милости (здесь интересно отметить, что на Руси, где орлец не являлся царской наградой, на этом богослужебном элементе изображался и сейчас, как правило, изображается «обычный» одноглавый орел).
Потому двуглавые орлы в качестве церковного, а не государственного символа власти появляются у нас не из Петербурга и Москвы, а из Константинополя и Афона. Здесь орел остается и сейчас не только напоминанием о Византии, но именно знаком духовного владычества. Сейчас двуглавого орла можно встретить в качестве оформления храмов во всех Восточных Поместных Церквях.
е исключением являются и храмы нашей Церкви. То, что речь идет именно о церковном, а не государственном символе, можно убедиться, просто внимательно рассмотрев самого орла. Например, двуглавый орел, вырезанный на спинке кресла Киевских Митрополитов, которым пользовался покойный Митрополит Владимир и которым пользуется нынешний Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Онуфрий, имеет на груди щит с греческими буквами альфой и омегой. Эти буквы напоминают нам о Царе Царствующих, Господе Иисусе Христе, который есть «...Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:12-13), и больше ни о ком.
К сожалению, в последнее время можно слышать возмущенные голоса людей, которые в националистическом угаре обвиняют Украинскую Православную Церковь в использовании российской государственной символики. Но ведь двуглавые орлы в украинских храмах в том или ином виде присутствовали издавна. И если для паломника, например, из Греции в этом нет ничего удивительного, то для несведущих псевдопатриотов это соблазн. В этом, конечно, нет ничего удивительного, символика очень часто становится соблазном для людей с узким кругозором. Время от времени вспыхивают нелепые скандалы, когда очередной «ревнитель благочестия» в древнем церковном символе вдруг углядит «масонский знак» или «дьявольский жест» (а стоит напомнить, что своего двуглавого орла использут так же масоны). Но если до сих пор подобные эксцессы мотивировались ревностью о вере (пусть и не по разуму), то теперь мотивация пребывает исключительно в политической плоскости. А это весьма печально.
Стрічка новин
-
08.02.2018 - Константинополь відкриє "подвір'я" в Києві і Львові, - ЗМІ
-
30.01.2018 - У храмі УПЦ (МП) привели до присяги "козаків", які воюють проти України на території "ЛНР"
-
27.12.2017 - Кримський митрополит УПЦ (МП) нагородив «голову Криму» орденом РПЦ за «служіння вітчизні»
-
27.12.2017 - Відбулась зустріч Предстоятеля УАПЦ Макарія з представником Вселенської Патріархії Преосвященнішим Іларіоном
-
14.12.2017 - У приміщенні комітетів ВР відновив роботу Храм УПЦ Московського патріархату
-
07.12.2017 - Парафія УПЦ на чолі з архімандритом перестала поминати патріарха Кирила, протестуючи проти обмеження самостійності УПЦ
-
06.12.2017 - Єпископ Мукачівський і Карпатський УАПЦ Віктор відслужив молебень за утвердження Автокефалії Української Церкви до 100-річчя створення Першої Всеукраїнської Православної Церковної Ради та початку відродження УАПЦ
-
04.12.2017 - УПЦ КП згодна проводити переговори про визнання з комісією Російської церкви в Ризі чи Вільнюсі
-
04.12.2017 - Щодо «нововведень» в управлінні УПЦ МП в складі Російської Православної Церкви, у світлі рішень Архієрейського Собору Московського патріархату (29.11. – 02.12.2017)…
-
04.12.2017 - Єпископ Віктор (Бедь): "Для Першоієрарха УПЦ Київського патріархату Філарета (Денисенка) Московський патріархат знову матір-церква…"
Публікації
- 1
- 2
- 3

Щодо «нововведень» в управлінні УПЦ МП в складі Російської Православної Церкви, у світлі рішень Архієрейського Собору Московського патріархату (29.11. – 02.12.2017)…
4 грудня 2017| Редактор БДУ|Hits:338
Канонічно-правовий статус УПЦ Московського патріархату, після чергового рішення від 30 листопада 2017 року Арх...

Єпископ Віктор (Бедь): "Для Першоієрарха УПЦ Київського патріархату Філарета (Денисенка) Московський патріархат знову матір-церква…"
4 грудня 2017| Редактор БДУ|Hits:364
Патріарх Філарет (Денисенко), Предстоятель Української Православної Церкви Київського патріархату звернувся з ...

Блаженніший Митрополит Макарій: «Я не тримаюсь за Предстоятельство»
4 серпня 2017| Редактор БДУ|Hits:666
На сьогоднішній день ситуація в УАПЦ дуже непроста: розпалюється скандал навколо руїн Червоногородського замку...

До 3-х роковин упокоєння Блаженійшого Митрополита Володимира (Сабодана). З архіву єпископа Віктора (Бедь)
17 липня 2017| Редактор БДУ|Hits:605
Інтерв'ю від 03 липня 2014 року, за два дні до упокоєння Блаженнійшого Володимира (Сабодана), Митрополита Київ...

До 100-річчя початку відродження УАПЦ (1917 - 2017). "Ми мусимо вискочити з-під московської церковної влади"
2 травня 2017| Редактор БДУ|Hits:836
"Щоб відродити нашу церкву, щоб вдихнути в неї душу живу, ми мусимо вискочити з-під московської церковної влад...

Єпископ УАПЦ Віктор (Бедь): «Про Слово Боже, Церкву Христову, правду і неправду...»
31 березня 2017| Редактор БДУ|Hits:1437
Відповідь Преосвященнійшого Віктора (Бедь), єпископа Мукачівського і Карпатського, керуючого Карпатською і Тер...

Особливості професії: Священик
22 березня 2017| Редактор БДУ|Hits:1262
Хто ці люди та які завдання виконують. Які знання та риси для них згодяться Служіння, звершення таїнств, а це...

«У єпархіях УПЦ цікавляться Відкритим Православ’ям та прагнуть оновлення молитовного життя» — прот. Андрій Дудченко про промо-тур Молитовника
16 лютого 2017| Редактор БДУ|Hits:918
Вже майже рік працює Відкритий Православний Університет — просвітницький некласичний навчальний заклад, ...

Єпископ УАПЦ Віктор (Бедь): "Глава УПЦ КП Філарет (Денисенко) офіційно підтвердив небажання вести переговори про об’єднання Українських Церков і вимагає тільки приєднання всіх інших під його руку…"
9 січня 2017| Редактор БДУ|Hits:5253
Під час передріздвяного інтерв'ю від 6 січня 2017 року для 5-го телеканалу, глава Української Православної Цер...

Московський Патріарх Кирило Гундяєв благословляє убивство українців та представників інших народів поза Російською Федерацією… А частина українців і надалі возносять йому хвалу…
18 грудня 2016| Редактор БДУ|Hits:2936
Московський Патріарх Кирило Гундяєв, глава Російської Православної Церкви та її структурного підрозділу УПЦ Мо...

Сценарії Митрополита Олександра (Драбинко) по набуттю автокефалії Українською Православною Церквою
8 грудня 2016| Редактор БДУ|Hits:1627
Якщо Москва і Константинополь і надалі зволікатимуть з вирішенням “українського питання”, зростає ...

УАПЦ або УПЦ КП: чи змінять приналежність 20 громад на Хмельниччині
5 грудня 2016| Редактор БДУ|Hits:1342
«Дезінформацією, яка не відповідає дійсності» називає прес-служба Карпатської єпархії УАПЦ повідом...
Коментарі
Стрічка RSS коментарів цього запису